Парадоксы госконтрактов ФЦЦС и почему реформа ценообразования в строительстве может оказаться «фэйком»

Опубликовано: 02.09.2018

21.01.2016 15:29

А нализ запланированных на 2016 год работ по реформированию системы ценообразования в строительстве, которые были расторгованы Федеральным центром ценообразования (ФЦЦС) в конце 2015 года, а также лозунгов, изложенных в «Концепции 400 Дней» показал, что состав и порядок действий протеворечивы, технология разработки сметно-нормативных документов нарушена, а вероятность достижения запланированного результата минимальна ( график реализации реформы ). К лючевым элементом «внедрения Концепции 400 Дней» ( слайд №6 Концепции ) является государственная информационная система (ГИС), Техническое задание по которой согласно условиям Госконтракта должно учитывать все нормативно-методические документы, связанные с разработкой, применением и информационным оборотом сметных нормативов и результатов мониторинга стоимости строительных материалов. Однако срок окончания разработки технического задания на ГИС завершается на полтора месяца раньше, чем появление всех методических документов , которые должны быть учтены в ГИС.

А налогичная проблема возникает с госконтрактом на выпуск дополнений и изменений в наиболее часто применимые ГЭСН и ФЕР. Срок разработки сметных нормативов окончится на 2 месяца ранее появления Методик, в которых излагается порядок разработки этих нормативов.

Э ксперты говорят: «С чем не нужно торопиться, так это с методиками». «Методические ошибки самые дорогие и их очень трудно исправлять». Невозможно себе представить, чтобы на согласование Методик по мониторингу и разработке НЦС отводилось всего лишь 15 дней! А на «МДС-35» – 30 дней! За этот срок ни общественного обсуждения методик, ни экспертной оценки, ни проведения качественной доработки проекта осуществить невозможно. Притом что одновременно появится сразу более 10-ка методических документов.

С точки зрения объема финансирования самая критичная ситуация с разработкой наиболее востребованных укрупненных нормативов цены строительства (НЦС), общим объемом финансирования более 433 млн рублей. Все дело в том, что НЦС разрабатываются в текущем уровне цен на основании мониторинга фактических цен на строительные материалы, оборудование, строительную технику и заработную плату. Однако работы по мониторингу огромной номенклатуры стройматериалов для НЦС вообще не предусмотрены на 2016 год. Методика для проведения мониторинга и Методика разработки НЦС по срокам также появится уже к финалу разработки НЦС. Без Методики и качественного мониторинга разработать достоверные НЦС невозможно .

Д аже если закрыть глаза на все вышесказанное, то как быть с Классификаторм строительных ресурсов, разработка которого должна завершиться уже после того, как будут разработаны все методики, все сметные нормативы НЦС, все ГЭСН и ФЕР? 8 из 12 методик, ТЗ на ГИС и все сметные нормативы не будут соответствовать новому Классификатору .

Х орошо известно, что неисполнение госконтракта грозит последствиями как исполнителю так и заказчику, поэтому стороны, как правило, делают все возможное и невозможное для подписания актов и «освоения» средств. Можно высказать предположение, что все госконракты будут исполнены в срок, а «фэйк» выполненных работ по реформе ценообразования обнаружится гораздо позднее, когда возвратить бюджетные средства будет уже невозможно.

"Фэйк" . Английское слово Fake переводится «поддельный, фальшивый, ложный, несостоятельный».
rss