Исторический музей города Кракова

Рисунок из серии

Коллекция Исторического музея города Кракова содержит 175 рисунков Гвидона Миклашевского (1912-1999). Миклашевский не учился художественно, он окончил юридический факультет и факультет экономики в Познанском университете. Он создал первые сатирические рисунки в 1932 году для «Польской иллюстрации», а также рисовал карикатуры для газет «Wróble na dach», «Kocynder», «Szpilki», «Polska», «iatwiat», «Dziennik Polski», «Ekspres Wieczorny» , С 1947 года и до самой смерти он публиковал рисунки в «Дзеннике Заходни».

Рисунки, которые были в коллекции MHK, были выполнены чернилами на карандашном наброске. Они были опубликованы в Dziennik Polski в период с 1949 по 1951 год в сатирической серии под названием «Отец и сын». Два главных персонажа появляются на каждом рисунке, украшенном коротким диалогом.

Сын задает вопросы о событиях в мире и в Польше, а Отец отвечает в соответствии с текущей политической линией. Беседы проходят в уединении вашего дома, обычно на листе газеты, которую отец держит в кресле, а также на улице, по всей Польше - во время зимних каникул в Закопане и во время отдыха на польском побережье. Тяжелая пропагандистская шутка хорошо отражает атмосферу первых послевоенных лет, в которые были созданы произведения Миклашевского. Рисунки включают в себя такие вопросы, как борьба с неграмотностью, 6-летний план, сбор пожертвований на восстановление столицы, борьба со спекуляциями или критика плана Маршалла. Отец и Сын рассказывают о культурных событиях, таких как Краковские Дни и Книжные Дни, но также затрагивают проблемы, связанные с повседневной жизнью, затрагивающие жителей небольших городов, такие как отсутствие асфальтированной дороги в Рабке, нехватка воды в Бельско-Бяла. Они также отмечают трудности, связанные с пропагандой культуры, такие как отсутствие места для Музея земли Сонч или опоздание в деятельности комитета по строительству культурного центра в Стара-Весе в Повяте Мысленице.

Рисунки Миклашевского также включают надписи редактора и цензуры и информацию о проблеме Дзенника Полски, для которой они были предназначены. Благодаря этим комментариям они приобрели дополнительную ценность: мы можем изучить процесс редактирования изнутри и сравнить рисунки с окончательной опубликованной версией.

Прекрасным примером является рисунок, показывающий, что Отец и Сын вручают документы человеку, который строго смотрит на них из-за стола. В левом верхнем углу композиции есть надпись: «Паспортный раздел» обведен красным карандашом с комментарием: пожалуйста, отрежьте его от таблички . На обороте рисунка есть карточка с надписью: НА ПЕРЕДНЕЙ БОРЬБЕ ПРОТИВ ОФИСА и диалог: Принимаете ли вы заявки по данному вопросу ... / - Я не знаю, информация предоставляется в окне № 6! , С таким текстом рисунок был опубликован в «Dziennik Polski» 18 марта 1950 года. Между тем склеенная страница должна была покрывать оригинальный комментарий, написанный прямо на обратной стороне, запрещенный цензурой. Название этой истории должно было звучать так: «ПРОИЗВОДИМЫЙ ГОД ПОЛЬСКОЙ ПЛЕНКИ« УЛИЦА ГРАННИ »ОТОБРАЖАЕТСЯ ЗА РУБЕЖОМ [оригинальное правописание - км]», а комментарий был следующим: - Почему вы хотите уехать за границу? [оригинальное правописание] - Это единственная возможность увидеть неизвестный фильм «Улица границы» в Польше!

Фильм «Пограничная улица» 1948 года, снятый режиссером Александром Фордом, рассказывает историю жителей многоквартирного дома в Варшаве во время Второй мировой войны и показывает различные отношения поляков к еврейскому населению. Картина получила золотую медаль в 1948 году на Международном кинофестивале в Венеции, а премьера в Польше состоялась 23 июня 1949 года. Проекция в польских кинотеатрах была остановлена, поскольку Александр Форд избегал съемок пропагандистских сюжетов на сюжете.

Таким образом, новое описание рисунка помещает сцену в ненавязчивый кабинет и фокусируется на проблеме борьбы с бюрократией, не затрагивая неудобных вопросов, связанных с выдачей паспортов. Этот пример показывает, насколько интересными и ценными историческими источниками являются сатирические рисунки.

Катаржина Москаль

Больше рисунков Гвидона Миклашевского: CLICK


Похожие

Этапы создания кованых ворот для улицы Ничто так не завораживает взгляд, как наблюдение за огн...
Этапы создания кованых ворот для улицы Ничто так не завораживает взгляд, как наблюдение за огнем и умелыми